В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП) при создании специальных условий. 

АООП - программа, разрабатываемая и реализуемая на уровнях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Указанная программа разрабатывается для обучающегося с ОВЗ, получающего общее образование безотносительно формата его организации - в отдельном классе/ группе, инклюзивно или на дому с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей конкретного обучающегося/группы обучающихся (пункт 28 статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ).

Специальные условия – это условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание и другие условия (часть 3 статьи 79 Федерального закона 273-ФЗ). 

Зачисление на обучение по АООП осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 
 

Полезная информация:

О введении ФГОС ОВЗ

О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

О проведении итоговой аттестации

О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/2024 учебном году (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных АООП»)

Об обеспечении питанием (компенсацией за питание) обучающихся с ОВЗ см. письмо Министерства образования Саратовской области от 07.03.2023 № 01-25/1930
 

 

Перечень нормативно-правовых актов для руководства при организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 41, 44, 55, 60, 66, 79);
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 19)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»; 
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; 
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной АООП начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»; 
  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 
  12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной АООП основного общего образования для обучающихся с ОВЗ».
  13. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629

  14. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599

  17. Распоряжение Правительства Саратовской области от 26 сентября 2023 г. N 338-Пр «О внесении изменения в распоряжение Правительства Саратовской области от 20 июня 2022 года N 217-Пр»

  18. Распоряжение Правительства Саратовской области от 20 июня 2022 г. N 217-Пр «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)»

  19. Письмо Министерства просвещения РФ от 30 декабря 2022 г. N АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»

  20. Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. N ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»

  21. Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)

 

Список документов для прохождения ПМПК детей школьного возраста

Список документов для прохождения ПМПК детей дошкольного возраста

Список документов необходимых для обследования детей школьного возраста, сдающих ГИА на особых условиях