В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП) при создании специальных условий. 

АООП - программа, разрабатываемая и реализуемая на уровнях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Указанная программа разрабатывается для обучающегося с ОВЗ, получающего общее образование безотносительно формата его организации - в отдельном классе/ группе, инклюзивно или на дому с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей конкретного обучающегося/группы обучающихся (пункт 28 статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ).

Специальные условия – это условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание и другие условия (часть 3 статьи 79 Федерального закона 273-ФЗ). 

Зачисление на обучение по АООП осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 

 

Конструктор рабочих программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, реализуемых в рамках курса внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности у обучающихся. Методические материалы: сценарии занятий, рекомендации для педагогов и родителей

 

Конструктор рабочих программ учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Полезная информация:

О введении ФГОС ОВЗ

О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

О проведении итоговой аттестации

О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/2024 учебном году (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных АООП»)

Об обеспечении питанием (компенсацией за питание) обучающихся с ОВЗ см. письмо Министерства образования Саратовской области от 07.03.2023 № 01-25/1930
 

 

Перечень нормативно-правовых актов для руководства при организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 41, 44, 55, 60, 66, 79);
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 19)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»; 
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; 
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной АООП начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»; 
  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 
  12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной АООП основного общего образования для обучающихся с ОВЗ».
  13. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629

  14. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599

  17. Распоряжение Правительства Саратовской области от 26 сентября 2023 г. N 338-Пр «О внесении изменения в распоряжение Правительства Саратовской области от 20 июня 2022 года N 217-Пр»

  18. Распоряжение Правительства Саратовской области от 20 июня 2022 г. N 217-Пр «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)»

  19. Письмо Министерства просвещения РФ от 30 декабря 2022 г. N АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»

  20. Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. N ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»

  21. Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)

 

Федеральные ресурсные центры

По развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» 

По развитию инклюзивного общего и дополнительного образования на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

По организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

По развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

 

Учебно-методическая литература

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ: УСТАНОВКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОРОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Список документов для прохождения ПМПК детей школьного возраста

Список документов для прохождения ПМПК детей дошкольного возраста

Список документов необходимых для обследования детей школьного возраста, сдающих ГИА на особых условиях